”Победивший всегда прав, а следовательно имеет право на все” - в истории войн это варварское правило действовало с древнейших времен. Не стал исключением и ХХ век. Но чтобы делать кино о том, что кто-то из советских офицеров и солдат, ступивших в 1945 году на немецкую землю, позволил себе сотворить нечто, подразумеваемое под этим самым «правом на все» … Здесь понадобилась отвага особенного рода.
Фильм «4 дня в мае» (2011 год. Совместное производство Россия, Германия, Украина, режиссер Ахим фон Боррис) погружает в тему, о которой в советском, да и в постсоветском кино до недавнего времени не могло быть и речи. Его конфликт основан на противостоянии, возникшем 9 мая 1945 года в одном из уголков немецкой земли, на территории детского дома. Противостоянии между русскими и …русскими. И самое невероятное, что на помощь одной из противоюорствующих сторон приходят немцы. Причем не из гражданского населения, а из скрывшихся неподалеку в лесу военных. Поводом для смертельной схватки становится намерение одного из русских офицеров изнасиловать немецкую девушку.
«Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом». Простой и ясный слоган фильма " 4 дня в мае". Видимо, к подобной мысли не подготовлены еще многие наши сограждане. Иначе не разгорелся бы вокруг фильма скандал, в результате которого НТВ вычеркнуло его из своей программы на 9 мая нынешнего года.
Об этом скандале напомнила художественный руководитель МКФ Ирина Павлова. 24 июня она представляла фильм и съемочную группу в Программе российского кино. Как и многие, Павлова не очень-то доверяет объяснениям, что фильм убрали из программы по требованию ветеранов. Но дело даже не в этом. Противники фильма объявляют его антирусским, антипатриотическим. Но их доводы почему-то сосредоточены не на нравственных аспектах фильма, а на претензиях к военно-технической достоверности, к соответствию деталям военного быта, воинской субординации и проч.Что касается сюжета, то он априори объявлется неправдоподобным.
В 40-е годы широко зазвучало присловье «война все спишет». Оно служило кому-то оправданием, а кому то - даже девизом. Чему-то оно, ведь, служило оправданием. Чему? И кому? Вряд ли оно понадобилось бы людям, подобным главному герою фильма, командиру разведгруппы Горынычу (Алексей Гуськов) и его бойцам Иванову (Сергей Легостаев), Федунину (Григорий Добрынин), Трубицыну (Иван Шведов).
Ну а фильм - он и не заявляет о своей документальности. Он – про выбор, который в жестоких испытаниях диктует человеку его совесть. Про неподчинение приказу, который способен отдать кто-то, опьяненный не только Победой, но и легкой возможностью ублажить свои звериные инстинкты. Про то, что людей может разделять не только линия фронта, но и представления о нравственности .
Не понимаю тех, кто утверждает, что фильм порочит советских воинов. Что фильм антирусский. Ведь главный герой фильма и его солдаты - люди и мужчины с большой буквы. Это они, прошедшие всю войну со своим командиром, являют пример мужества, отваги, высокого гуманизма. Они противостоят скотству. И в День Победы они отдают собственные жизни, защищая жизнь и человеческое достоинство беззащитных. Не этим ли поступком утверждается в фильме высокое звание русского воина?
Лидия Иванова.
Версия для печати
Убрать боковые блоки
|