+ От издателя
+ Имена VIP
+ Кино
+ Театр
+ Выставки
+ Закулисье
+ Интервью
+ Тур-Вояж
+ Афоризмы
+ Мода
+ Арт-старт


Поиск





Питер Гринуэй.Лекция в Москве

Средне-статистический американец ходит в кино раз в два-три года. Новое поколение вообще не ходит в кинотеатры. Те, кто ходит - просто настальгируют. Потому что теперь каждый, у кого есть камера, телефон и т.п. - потенциальный кинематографист.

Мы живём в век экрана. Но тот экран, который я ношу в кармане, гораздо важнее, чем тот, который рекламируют на Московском кинофестивале. Я могу снять фильм и через 15 секунд его увидит мой друг в Японии. Я поднял свой флаг и хочу, чтобы все знали, что я не ассоциирую себя с нынешним кинематографом.

Теперь необходимо вспомнить о визуальной грамотности. Тот факт, что вы обладаете глазами, не означает, что вы умеете видеть. Мы все общаемся при помощи текста. И нас учили читать. Известно, что тот, кто хорошо разбирается в тексте - правит миром. Пришло время повелителям текста уступить место повелителям видео. Антиэстетическая концепция -это кино, эстетическая концепция — это видео. Именно видеоряд является определяющим в эстетитке, которая ждёт нас в будущем.

Всё, что мы видели до сих пор - есть ИЛЛЮСТРАЦИЯ текста, а не фильмы. Все знаменитые режиссёры - от Тарковского до Скарцезе - иллюстраторы текста. А для меня слово иллюстратор - неприличное слово. Иллюстратор - нечто вторичное. Никакой режиссёр не согласится заниматься вторичным. Поэтому я озабочен повышением визуальной грамотности (что бы все знали, например, чем верхний план лучше нижнего, и т.п.)

Мы должны искать новые пути. Нынешнее кино на фестивале - это онанизм. Я хотел бы показывать новые способы . В том числе технические. Например, вы знаете, что все заводы «Кодак» в Америке закрыты. Плёнка как носитель живет новой жизнью. Кино требует и может дать гораздо большую глубину, чем это есть сейчас. Для этого нужно следовать новым законам кинематографа. Избавиться от четырёх тираний.

Тирания №1: неразрывная пуповина между фильмом и текстом.

Нам не нужны писатели в кино. Нам нужный ДЕЯТЕЛИ кино. Вы, сценаристы, приковываете нас к тексту, как к галере. Вы нам больше не нужны!

Тирания №2 : последовательное изложение материала. В жизни так не бывает. Никто никогда не запоминает детально перепитии фильма. Запоминается цвет, игра актёра, но никак не сюжет. «Броненосец Потёмкин» потрясает разве сюжетом?

И надо избавиться от четырёх углов. До 1300 года живопись располагалась свободно, а потом художник решил ограничить её четырмя углами картины. Тогда и появился экран. Надо избавиться от четырёхугольного экрана.

Третье. Актёров и актрис учат притворяться, что их нет. Они всё время кого-то изображают. Но кино изобрели не для игрищ Шарон Стоун. Возможности актера очень велики, но вы используете их на 3-5 процентов.

Четвертое. Мы должны избавиться от камер. Это архаичный инструмент, который ограничивает наше видение. Пикассо говорил: «Я пишу не то, что вижу, а то, что думаю».

Я сейчас готовлюсь к сьёмкам фильма об Эзейнтейне. Он считал, что Уолт Дисней — единственный настоящий кинематографист. Почему? А потому что был отцом мультипликации. Для Эзейнштейна мультипликация есть - чистое, идеальное творчество.

Вот четыре тирании. Надо от них избавиться и идти дальше. Меня часто спрашивают, а как быть с тиранией режиссёра? С этим придётся смириться. Тем более , что вы сами себе режиссёры.

Но надо помнить, если внесёшь 20 процентов новизны, потеряешь 80 процентов зрителей.

(Материал лекции к печати подготовила Любовь Якимова).

ПИТЕР ГРИНУЭЙ -путешественник по временам и пространствам, вовлекающий зрителя в изощренные интеллектуальные игры, свободно оперирующий различными пластами мировой культуры, британский кинорежиссер, автор киношедевров «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Контракт рисовальщика», «Живот архитектора», «Книги Просперо».

Сделанное несколько лет назад Питером Гринуэем заявление о смерти кинематографа стало совершенно неординарным поступком для человека, посвятившего ему всю свою жизнь. С тех пор Гринуэй перестал заниматься традиционным формами кино и обратился к видеоарту, виджеингу и полиэкранности.

В 2008 году в рамках «Медиа Форума» Питер Гринуэй продемонстрировал московской публике полиэкранное ненарративное кино, создаваемое в реальном времени — медиаперформанс «Чемоданы Тульса Люпера». Перформанс сопровождался лекцией, где Питер Гринуэй, помимо представления своей теории, показал, как при помощи видео, света и звука он «оживил» «Ночной дозор» Рембрандта в Государственном музее Амстердама.

Сейчас у режиссера целый список «оживленных» шедевров, среди них и фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, и живописное полотно «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе. Постепенно из них формируется серия «Classical Paintings Revisited». В планах есть и работа русского художника, которая пока не называется, а также — «Герника» Пабло Пикассо, «Страшный суд» Микеланджело, одна из работ Джексона Поллока или Клода Моне. Cам Гринуэй понимает эту работу как прикладное искусствоведение: рассказ об искусстве не с помощью текста, внешнего по отношению к работе, а средствами самого искусства.




Версия для печати Версия для печати   Убрать боковые блоки




Читателей

 2845695 всего

 47 сейчас на сайте


^ Наверх ^

© 2016. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено без согласования с правообладателями.

"АМПЛУА TV" он-лайн журнал Любови Якимовой.
https://www.facebook.com/amplua.tv/







  Site powered by GuppY v4.5.18 © 2004-2005 - CeCILL Free License

Страница сформирована за 0.11 секунд