«Медиа Форум» — программа Московского кинофестиваля - расширяет привычные границы кинематографа, показывает, что он может быть разным и с точки зрения формы, технологии создания.
На 35-м ММКФ «Медиа Форум » представляет выставку «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно». Это актуальный срез современного искусства в пограничном жанре кино, видео- и медиа-арта. В экспозиции работы современных зарубежных и российских художников, применяющих стратегию псевдо-документалистики и мокьюментари.
В кино жанр мокьюментари (от англ. «mock» — издеваться, и «documentary» — документалистика) появился больше 50 лет назад и представляет из себя стопроцентную фикцию. Она сделана по всем правилам документального фильма и формально отвечает всем параметрам качественного исторического свидетельства. Там есть история, которую подтверждают факты, интервью со свидетелями, записи с места событий, вещдоки и беседы с экспертами. Но ради комического эффекта все элементы повествования замещаются на ложные или пародийные.
Художники воплощают критический взгляд и активную политическую позицию, создавая новейшие легенды. В их руках все приемы документального фильма превращаются в оружие художественной игры для переписывания истории, разоблачения комплексов и определения болевых порогов личности, общества, эпох и наций.
Немецкий документалист Харун Фароки представил в Москве свой нашумевший проект«Серьезные игры». Объект его исследования - компьютерные игры, при помощи которых американские военные проходят как подготовку добоевых действий, так и психологическую реабилитацию от травм, полученных во время боя. Художника интересует абсолютная погружаемость взрослых людей в виртуальный мир и двойственная природаэтого мира — готовящего к ужасам войны и избавляющая от них.
Сербская видеохудожница Милица Томич в работе «Контейнер» воссоздает несуществующий образ случившегося военного преступления. Предметом ее работы стало массовое убийство талибов в Северном Афганистане в 2001 году, когда тысяча военных с афганской стороны были помещены в контейнеры для грузов и погибли от жажды, удушения, ранений или массового расстрела. Стены контейнера продырявлены пулями, а дурной запах создаёт дополнительный эффект.
Российский художник Владимир Архипов в своей серии «Случайные следы самодельных объектов» говорит о нечаянном и найденном искусстве. Многие годы Владимир Архипов последовательно разыскивает и собирает самодельные бытовые предметы, придуманные нехудожниками для утилитарных функций. В процессе документации и фотографирования они оставляют следы на куске флизелина — универсальном фоне, который художник берет с собой на каждую экспедицию за новым самодельным объектом.
На выставке «Расширенное кино — 3. Мокьюментари: Реальности недостаточно» показаны работы девятнадцати художников – каждый интересен по-своему. Здесь есть что посмотреть. И на это уйдёт не один час. Любовь Якимова
Версия для печати
Убрать боковые блоки
|