amplua.tv архив

http://amplya-su.1gb.ru/

Шпион (Кино )

shpion.jpg

Чем дальше уходит вглубь времен то или иное историческое событие, тем разнообразнее его художественные отображения. Трагические моменты истории лишь до поры живут только в трагедиях и драмах. Рано или поздно эпизоды истории, а также их участники - крупнейшие и не очень крупные исторические фигуры - возникают в анекдотах, вытекают в балаганные действа, вытанцовываются и выпевают в водевилях, оживают в комиксах. О таких, всем известных вещах, можно был бы и не напоминать, если бы не бьющие в глаза то тут, то там гневные реплики в адрес фильма «Шпион».

История не терпит сослагательных наклонений. А искусство – очень даже терпит Особенно, когда воспроизводит условную, или как мы сейчас говорим, параллельную реальность. Именно такую реальность, поразительно напоминающую всевозможные виды советского монументального искусства - живописные полотна, скульптурные композиции, фрески, панно и все-все-все, что призвано было воплотить величие, благоденствие и нескончаемое счастье СССР предвоенной эпохи - воспроизводит кинолента «Шпион». Что было бы, если бы…

Если бы советская контрразведка вовремя захватила немецкого агента Вассера , подосланного Абвером запудрить мозги советскому Вождю. Что было бы, если бы Вождь, поразительно похожий на Сталина, не повелся на гитлеровскую кознь, дескать, никакой войны не будет вплоть до 43 года. Если бы Нарком, поразительно похожий на Берию, в свою очередь, не строил козни и не мешал старшему майору Октябрьскому и его талантливому помощнику Егору Дорину честно, а главное, благородно делать свое дело. Что было бы, если бы …

1941 год. Все происходит за несколько дней до начала войны. На Сельхозвыставке, у фонтана Дружбы народов, словно повторяя хоровод бронзовых статуй, кружат в нескончаемом танце живые, счастливые и дружные граждане разных республик. Счастливые пионеры играют в городки. Реют знамена, плывут в солнечной выси дирижабли, гигантский перст гигантской статуи Ленина, венчающей гигантский Дворец Советов, указывает путь в невыразимо прекрасное будущее. Да разве ж можно усомниться в том, что впереди - только радость, только счастье, когда тебя окружает такая вот чудо-техника? Разве можно помыслить о том, что кто-то способен застать страну врасплох, когда у нее такие машины, такая оптика для высматривания шпионских замыслов, такие замечательные орудия пытки для вытягивания шпионских тайн?

Вот только все усилия старшего майора Октябрьского и лейтенанта Дорина не увенчались... Война все равно началась. 22 июня, ровно в 4 часа, также как в параллельной фильму, т.е. реальной реальности.

В реальной реальности не было той чудо техники, которая бороздит пространство фильма, не было такой оптики, не был еще построен Дворец Советов. Но были тоталитарные властители, для которых люди всегда оставались винтиками управляемой ими Машины. Они-то, прежде всего, и становятся в фильме мишенью фарсовой эстетики, а вместе с ними - идеологические фетиши и пафосные стереотипы.

В реальной реальности не было старшего майора Октябрьского и лейтенанта Дорина. Но были поразительно похожие на них. Отважные, бесстрашные, талантливые. Они служили своей родине и воевали не за властителей, но за отечество и своих близких. Эти смыслы недвусмысленно предъявляет нам финал. А прозвучавшая на заключительных титрах песня «Довоенный вальс» (П.Аедоницкий-Ф.Лаубе, 1984 ) - и вовсе эмоциональное признание и подтверждение того, что «Шпион» не посягает на историческую действительность, и ни в коей мере не призван разрушать память об испытаниях, которые выпали нашим отцам, дедам и прадедам в сороковые годы.

P.S. Книгу «Шпионские страсти» Бориса Акунина, по мотивам которой сделан фильм, к сожалению, не читала. Обязательно прочитаю.

Лидия Иванова.