http://amplya-su.1gb.ru/
--
Художника Левитана знают, прежде всего, по картине «Золотая осень». На обложке учебника «Родная речь» красовалась её репродукция. Кто-то, может быть, вспомнит ещё «Март», с печальной лошадкой у подъезда. Но то, что он гениальный художник, скажут многие - имя «на слуху».
Юбилейная экспозиция выдающегося пейзажиста Исаака Ильича Левитана (1860–1900) – безусловно, большой успех Третьяковской галереи как выставочного комплекса. Последняя монографическая выставка живописца прошла в Третьяковке 50 лет назад, в старом здании в Лаврушенском переулке. Значимость нынешнего события подчеркнуло и присутствие Министра культуры РФ на открытии.
В новой экспозиции собрано около 300 картин, этюдов, пастелей, акварелей и рисунков из 17 музеев России и частных коллекций Москвы, а также из зарубежных собраний.
«Над вечным покоем»
П.М.Третьяков впервые купил пейзаж у Левитана, когда художнику было всего 19 лет. С тех пор - внимательно следил за его творчеством и редкий год не брал что-либо из вновь создаваемого им. Всего Третьяков приобрёл более двух десятков полотен, ставших основой лучшего музейного собрания произведений Левитана (который прожил только 40 лет).
Один из центральных разделов юбилейной выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна. «У омута» (1892)., «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894, все – ГТГ). Небольшой раздел экспозиции посвящен произведениям, написанным по впечатлениям от поездок по Европе.
«У омута»
Впервые широко демонстрируется графическое наследие И.Левитана – литография и офорт, карандашный рисунок, акварель.
Экспозицию дополняют архивные материалы. Так, мы узнаём, что Левитан очень дружил с А.П.Чеховым. И обиделся на него из-за рассказа «Попрыгунья». Может быть, узнал себя в образе художника - возлюбленного героини…
На вопрос, почему экспозицию разместили именно в новом здании Третьяковской галереи, заведующая выставочными залами на Крымском валу Евгения Полатовская сказала, что в Инженерном корпусе, пожалуй, не удалось бы организовать такие пространства.
Выставка, действительно, масштабная ещё и в пространственном смысле. Огромный зал, яркое освещение. Впрочем, этот свет - он исходит и из самих полотен.
Одна грустная мысль была высказана на торжественном открытии экспозиции: не хочется, чтобы русская природа во всей своей красе осталась лишь на полотнах художников…
Любовь Якимова