amplua.tv архив

http://amplya-su.1gb.ru/

Российские программы 38-го ММКФ (Кино)

5013.jpg

РОССИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ 38-го ММКФ - это 54 киносеанса, 143 фильма разных жанров, более 21 тыс. зрителей всего за 6 дней. Киноленты, показанные в рамках российских программ, так или иначе прослеживают линию патриотики.

Киноальманах «ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. WW1» Игоря Угольникова (создателя фильмов «Батальон» и «Брестская крепость») стал уникальным сотрудничеством режиссеров стран США, Сербии, Германии, Турции, Англии, Канады, России и Франции. Одни из этих стран были союзниками в той войне, другие воевали друг с другом. Автор каждой новеллы говорит о личном восприятии, но общее то, что война беспощадна для всех, а мирное небо – первейшее условие счастья. Фильм – назидание. А древний лозунг Горация «Сладка и прекрасна за родину смерть» лишь ненужный пафос.

Ретроспеактива «30 ЛЕТ БЕЗ ТАРКОВСКОГО» также отражение глубоко патриотической темы во всех его фильмах, начиная с «Иванова детства», так как родина – это прежде всего семья.

GoldFish.jpg

Режиссерский дебют народного артиста России Александра Галибина «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»(кадр из фильма - на фото) стал украшением фестиваля. «Эта картина – это я», - сказал Галибин на пресс-конференции. «Моему отцу посвящается» - слова, предваряющие фильм «Золотая рыбка». Тема послевоенного детства, когда защитником была не столько Родина, сколько, прежде всего, родная мама. Русские и казахские дети жестоко дрались, до тех пор пока им не показали, как можно жить и что делать вместе. Патриотизму, пожалуй, учить нужно, показывая, чем ты хорош и силен.

Фильм «КОРОБКА» Эдуарда Бордукова тоже об этом. В одной хоккейной коробке можно и нужно жить дружно – тогда есть смысл ее вообще строить. Жаль, подобные споры-распри между дворовыми командами на деле легко прекращаются в моменты реальных точечных застроек…

Картина «ДВОЕ» (в 60-х годах вышел чудесный фильм с этим названием) тоже о законах общежития. «Жить надо не с кем полагается, а с кем хочется» - хорошая мысль фильма. Два разных человека стали друг другу интересны и необходимы. Актеры Владимир Вдовиченков и Ольга Павловец все полтора часа держат внимание зрителя, находясь, по сути, в одной пространственной мизансцене.

Фильм Веры Сторожевой "СДАЁТСЯ ДОМ СО ВСЕМИ НЕУДОБСТВАМИ" тоже о теме взаимоотношений людей. Лишь пожилая учительница в исполнении прекраснейшей Нины Дворжецкой, мудро поучает, что солнце светит всем одинаково.

«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» - фильм Рената Давлетьярова, недавно снявшего «А зори здесь тихие», очень достойное кино. Актриса Аня Чиповская в фильме всегда убедительна, интересна, красива. Тема совести, которую воплощает ее героиня, также не чужда понятию патриотизм. Как связана с ним тема каждодневного медицинского подвига в фильме Юрия (Гоши) Куценко «ВРАЧ».

Фильм «Птичка» Владимира Бека. Тема первой любви в детском оздоровительном лагере продолжает (с большими потерями) фильм Сергея Соловьева «Сто дней после детства». Новая работа большого мастера «КЕ-ДЫ» также в своей основе имеет хорошую литературу (рассказ Андрея Геласимова «Paradise found»). Было очень приятно, когда Сергей Александрович перед показом очень добро отзывался о своих молодых коллегах. Любовь, семья, служба в армии, доброта – ключевые моменты. Но тема «Крым опять наш» выбивается из общей темы.

TelyiToly.jpg

Праздник жизни подарил фильм «ТЭЛИ И ТОЛИ» (кадр из фильма -на фото). В лучших традициях грузинского кино – с тонким юмором, добротой, радостью бытия, он очень актуален сегодня. Абсурдисткая ситуация установления границы между Грузией и Дагестаном, а точнее, между братскими семьями, природой, общей рекой, общим кладбищем, где покоятся патриоты, воевавшие за общую же Родину, порождает грусть и раздумья. Но выше даже гор – любовь и дружба. Приехавший на премьеру фильма ветеран кинематографа, актер Кахи Кавсадзе был встречен громом благодарных аплодисментов.

0чень понравился фильм «ОГНИ БОЛЬШОЙ ДРЕВНИ». Да, это патриотизм – желание отстоять старый кинотеатр, где киномехаником трудился всю жизнь твой родственник. Профессиональный патриотизм! Ситуация рифмуется с той, что в картине «Колхоз Интертеймент» 2003 года. Дюжев нов и великолепен!

А вот фильм «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ В БЕСКОНЕЧНОСТИ» длинен, затянут, как и его название. И вообще, антипатриотичен. Ради учебы и проживания в Германии фотограф идет на подлость – в результате неоправданную. Впрочем, цель фотографа будет достигнута. Уедет – туда ему и дорога. В беспочвенность.

Елена МАРТЫНЮК


В рамках Российских программ 38 ММКФ состоялся традиционный "круглый стол" по проблемам современного кинопроцесса. Его тема : "ПАТРИОТИЗМ В КИНО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?"

Киновед Андрей Шемякин в полемическом слове, в частности сказал о том, что со времен фильма «Белое солнце пустыни» практически не было картины с такой болью «за державу». Вопрос «Что с нами происходит?» - задавал Шукшин. А в постсоветском пространстве прозвучал вопрос Алексея Балбановва: «Где твоя Родина, сынок?» Возвращались к этой теме Кончаловский, Тарковский, Климов, Шепитько, Герман, Луцик и Саморядов… Каждый зритель мог себя отождествлять с радеющим за страну.

Огромен вклад в тему патриотизма фотохудожника Александра Тягны-Рядно, чья итоговая выставка «Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино» демонстрировалась в дни кинофестиваля. По сути, это документальная кинолетопись за 40 лет творческой деятельности, запечатлевшая судьбы отечественных кинематографистов.

Отсутствие картин на патриотическую тему, самоанализа, глубокой покаянной рефлексии, наличие беспочвенности грозят геополитической катастрофой, автономизацией страны. В то время как в странах Европы и Америки патриотизм все более набирает силу.

Критик Давид Шнейдеров продолжил, что США – страна молодая, без великой истории, но понимает силу патриотизма и огромную роль влияния на массы именно кино. Американцы, даже относясь к себе критически, своими недостатками гордятся, чтут ежедневный ритуал поднятия флага, знают и с гордостью поют гимн – в отличие от нас. В своих поступках трезво расчетливы, не ура-патриотичны. Бездумный фанатизм не повод для подражания.

Юрий Богомолов поддержал эту мысль, что патриотизм под девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе» фальшивый. Патриотизм не нужно воспитывать, это органическое чувство. А такие фильмы, как «Мать», «Комиссар», где нивелируются материнские инстинкты, приводят к истончению человеческого.

В России дефицит образа героя (последний в фильмах «Брат» и «Брат-2»), не было адекватной реакции на распад СССР, войну в Чечне, митинга на Болотной площади… Нет у нас, к сожалению, ощущения, что мы живем в великой стране - и кинематограф этому пока не способствует...

Даешь больше фильмов – хороших и разных! А значит, патриотичных.

Елена МАРТЫНЮК

----------------------------------------------

Неизвестно, кто больше волновался на просмотре: папа - маститый режиссёр или его сын-дебютант... Отпрыск знаменитого Алексея Учителя, Илья, третий режиссёр в мощной творческой династии, представил в Доме кино свой первый фильм. Как сказала Ирина Павлова, художественный руководитель российских программ ММКФ, сейчас не любят снимать кино "о кино", но публика любит смотреть такие картины..

Фильм "Огни большой деревни" — о том, как снимали кино. И о том, что актёр Дмитрий Дюжев - пьяница, скандалист, забияка. И - как его украли. Но обо всё по порядку.

OgnyBolshoyDerevny.jpg

Сюжет: Феде, главному герою, 20 лет. Он трудится киномехаником в провинциальном кинотеатре «Родина», тщетно пытаясь привлечь туда зрителей. Когда местные власти решают превратить «Родину» в магазин, выход остается только один – самому снять успешный фильм и таким образом спасти кинотеатр! А что нужно, чтобы собрать кассу? Конечно же звезда!

Отчаянные времена требуют отчаянных мер, и ребята крадут знаменитость из проезжающего мимо их городка поезда. Но это не просто звезда - это Дмитрий Дюжев! Да, может, он и не горит желанием сниматься, но это не беда, если есть веревки, кляп и снотворное. Еще есть отчаянный продюсер-дембель, свадебный оператор-философ и актриса-каратистка Женя, в которую Федя тайно влюблен.

Итак, массовка готова, оператор трезв, а актер уже на площадке и талантливо выкрикивает заглушаемые кляпом реплики. Камера! Мотор! Начали…
Какие только сложности не встретятся на пути самодеятельной съемочной группы! Но огонь в глазах творцов и жителей всего городка поможет довести дело до конца!

Дмитрий Дюжев утверждает, что он сыграл актера - тёзку, но не самого себя:

"Эта яркая жанровая комедия, и роль у меня на сопротивление. Для меня это был вызов. Я думал, что могу потерять, взявшись за нее. Но понял, что многое приобрету, если проявлю решительность и смелость...
Зрители наверняка будут говорить: вот он какой, мы так и знали, а строит из себя. Но я не играю себя — я играю артиста. До такой степени, как мой герой, я, наверное, мог только в подростковом возрасте напиться. Когда мы снимались в «Бригаде», люди думали, вот — настоящие убийцы. Увидели другую роль и решили, что я в монастырь ушел.
Со мной можно делать все ради искусства... Мне легко быть смешным, уродливым или смелым."


Дмитрий Дюжев сыграл свою роль хорошо. Временами уморительно смешно. Другие артисты, также, что называется, «на высоте». Актёрский ансамбль достоверно и органично плетёт -расплетает невероятную ситуацию. Сценарий фильма «Огни большой деревни» жизненный и правдивый, хотя история, конечно, вряд ли могла произойти на самом деле. В картине много смешных сцен, фраз. А образ чинуши-преступника до боли современен и узнаваем..

...Честно говоря, когда на премьере в Доме кино сказали, кто режиссёр фильма, едкая мысль - «ну,ну, на детях природа, как правило, отдыхает» - сразу пришла в голову. И первая сцена тоже не очень радует. Но постепенно действие захватывает, и дальше всё равно уже, кто снял фильм. Смеёшься от души.

Любовь Якимова


---------------------------------------------------

«Открывает российские программы фильм режиссёра, который просто не умеет снимать плохое кино!»... Такими словами директор ММКФ Наталья Сёмина предварила показ новой картины Веры Сторожевой «Сдаётся дом со всеми неудобствами».

RusDom.jpg
Кадр из фильма «Сдаётся дом со всеми неудобствами»

Но об этом фильме - позже. Что ещё интересного есть в Российских программах 38-го ММКФ?

В Большом зале Дома кино - новые художественные фильмы отечественных режиссеров, как уже известных, так и начинающих, сделанные за последний год.
Среди них – киноальманах «Петербург. Только по любви» («Селфи»), режиссерские дебюты – Александра Галибина «Золотая рыбка», Ильи Учителя «Огни большой деревни», Лики Алексеевой «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности», Дмитрия Изместьева «Стерпится-слюбится» и другие.

Представлены ленты разных жанров – от социального триллера «Психи» Алексея Китайцева до мелодрамы «Двое» Андрея Элинсона, от драмы «Врач» Юрия Куценко до лирической комедии Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами», о которой уже упоминалось.

В Малом зале - панорама новых документальных фильмов («Упрямец Хуциев» Андрея Осипова, «Сельский кинопоказ» Ларисы Садиловой, «Волшебный комсомолец» Анны Булгаковой, «Тринадцать ночей» Бориса Караджева, «Два детства» Владимира Головнева, «Кто будет моим мужем» Дарьи Хреновой, «Поди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что» Сергея Кузнецова, «Собиратели морской травы» Марии Мурашовой и другие).

В Малом зале - панорама анимационных короткометражных и полнометражных фильмов («Художник и хулиганы» и «Скамейки № 0458» Ивана Максимова, «Большой друг» Михаила Алдашина, «Крепость. Щитом и мечом» Федора Дмитриева, «Снежная королева-2. Перезаморозка» Алексея Цицилина, «Три богатыря. Ход конем» Константина Феоктистова и другие). Будут показаны фильмы разных студий страны и киношкол, всего в анимационной программе около 50-ти фильмов, многие из них обращены к детской аудитории.

В Белом зале в рамках фестиваля пройдет масштабная кинопрограмма «30 лет без Тарковского», включающая в себя все киноленты мастера (в т.ч. и студенческие), а также ряд документальных лент, посвященных его жизни и творчеству. Состоится научная конференция, посвященная влиянию творчества Тарковского на современный киноязык и современную кинокультуру.

Уже в пятый раз будет представлена программа короткого игрового метра.

В рамках Российских программ также пройдут:
- круглый стол «Патриотизм в кино: мифы и реальность», организованный Гильдией киноведов и кинокритиков СК России;
- VII питчинг дебютантов, организаторами которого традиционно выступают СК России, Молодежный центр Союза кинематографистов России и Национальный фонд поддержки правообладателей.
Выставка работ фотохудожника Александра Тягны-Рядно.


Любовь Якимова

Ещё о кинофестивале - ЗДЕСЬ