amplua.tv архив

http://amplya-su.1gb.ru/

Российское кино. 37-й Московский международный кинофестиваль. (Кино )

37-й Московский международный кинофестиваль.

ЗРИТЕЛЬНИЦА И РЕЖИССЁР ЧУТЬ НЕ ПОДРАЛИСЬ В ДОМЕ КИНО.

- Как можно так унижать народ! - кричала женщина, после просмотра фильма «Архипелаг», - Я не русская, и то возмущена! Нельзя даже представить, чтобы такую картину сняли например, армяне, а тем более - евреи. Как вы, русские, терпите это? Как можно такое показывать! Да еще за государственные деньги!


Arhipelag.jpg

Растерянный режиссер фильма не знала, что ответить, и за нее пришлось вступиться работникам Дома кино. С такого скандала начались просмотры на Российской программе 37-го ММКФ в то самое время, когда основная фестивальная тусовка гламурно праздновала открытие.
Журналисты во мнениях по поводу фильма разошлись. Одни - приняли, другие резко нет. И не только по идеологическим мотивам.
Любовь ЯКИМОВА

«АРХИПЕЛАГ»: смотреть или не смотреть – вот в чем вопрос?

Что будет, если в русскую деревню «завезти» Пушкина, Чехова и прочую классическую литературу? Драка под «Лебединое озеро» Чайковского. Гарик Харламов в роли скептично настроенного автора. Все это объединено в трагифарсе Татьяны Воронецкой «Архипелаг».


«Архипелаг» - это не огромный устрашающий ГУЛАГ Солженицына, а маленькая глухая деревня Архипки, где свои знают друг друга в лицо без паспортов.
Завязка – жителей Архипок ставят перед фактом внедрения Национальной идеи. Ее суть в следующем: каждый житель деревни должен заучить отрывок из классической литературы, чтобы потом отчитаться перед комиссией. Жителям деревни не до высоких материй, но указ есть указ. Добровольно-принудительное окультуривание затягивает. Идея сценариста Всеволода Бенигсена и режиссера Татьяны Воронецкой сама по себе хороша, вопрос лишь в ее воплощении на экране.

После развязки восприятие критиков субъективно, а мнения зрителей расходятся, вплоть до рукоприкладства в адрес съемочной группы.
Смотреть или не смотреть? Простой тест.

Если вы:
- знаете, кто автор строчки «Комната – глава в Крученыховском аде»;
- искренне восхищаетесь «Левиафаном» Звягинцева и плюетесь от комедии «Горько»;
- считаете, что авторское кино имеет право выходить за рамки законов драматургии;
- согласны со ВСЕМИ вышеуказанными тезисами.
Тогда однозначно – смотреть. И не читать текст ниже.
Во всех остальных случаях – не рекомендую к просмотру, ибо для вас это будет еще один фильм про то, как на Руси плохо жить.

Что вы пропускаете?

Во-первых, отсутствие драматургии. Драматургия – это, в первую очередь, конфликт. Большую часть фильма мы не видим ярко выраженного столкновения двух противоположностей, только вялые споры за ужином на кухне. А нет конфликта – нет и действия. Есть только события. То есть, большая часть фильма – это зарисовки из деревенской жизни. С юморными диалогами, задорной музыкой и харизматичной массовкой. Да, в конце проявляется конфликт, который ведет за собой экшн. Но до концовки еще почти два часа экранного времени.

Во-вторых (и в-последних), авторский текст Гарика Харламова. Который можно смело вырезать и оставить только выразительную мимику актера – текст не двигает сюжет, а лишь поясняет характеры и поступки. Мне, как зрителю не очень интересна точка зрения главного героя – библиотекаря Антона на мировую историю. Я вообще ему не сопереживаю. Герой инфантилен и не совершает поступков, после которых его хочется любить, уважать и т.д.

Единственные герои, за которыми можно следить с минимальным интересом – второстепенные. Например, беременная девушка. У нее есть цель. Она хочет замуж. Она действует в рамках своей цели доступными ей способами. Ее не состоявшийся жених – символ всего фильма. Он без воздействия классики, всеми доступными способами пытается вырваться из окружающей действительности. И вырывается. Вяло, скомкано, за кадром, но вырывается. А остальные – останутся, даже если вызубрят «Войну и мир» целиком. Потому что им это не нужно.

Да, авторские фильмы не обязаны загонять себя в рамки стандартной драматургии. Да, они выражают точку зрения режиссера/сценариста. Но выражать точку зрения и думать о зрителе – это две разные вещи в большинстве современных авторских кинокартин. Это как классическая литература. Федор Михайлович, к примеру, не только самовыражался, но и прописывал характеры, мотивацию героев – хоть в его лексиконе и не было подобных терминов. И наводил читателей на размышления. Заставлял размышлять, а приводил за ручку к однозначному и бесповоротному выводу.

Точка зрения многоуважаемой Воронецкой предельно проста. Антагонисты в виде деревенской пьяной толпы убили собачку, а протагонист библиотекарь «идет в светлое будущее» под руку с ребенком.
Вывод: если бы автор был ближе к народу, то получился бы аналог комедии «Горько» (режиссер – Жора Крыжовников) для интеллигентов.
Сима ВАСИЛЬЕВА


НЕЦЕНЗУРНЫЙ ВЕЧЕР В ПРИСУТСТВИИ МИХАЛКОВА И ЦЫГАНОВ НА СТУПЕНЬКЕ.

"Это удивительно - полный зал на русской программе! Значит, народ хочет смотреть отечественное кино" - сказал Никита Сергеевич Михалков на церемонии официального открытия Российских программ 37-го Московского Международного кинофестиваля. Народ, действительно, заполнил не только весь зал, но проходы и даже подступы к сцене.


Ранее тот же Никита Сергеевич заявлял, что зритель отвернулся от российского кино, потому что оно «не оставляет надежды». Никакого противоречия в высказываниях нет. Внефестивальный зритель и зрители Дома кино — люди разные. Во втором случае — это пресса, аккредитованная на ММКФ, члены Союза кинематографистов и приглашенная публика. То есть «чужих» здесь нет. И заинтересованность — профессиональная.

Съемочная группа фильма «Страна Оз», с которого официально начались просмотры российского кино, долго подготавливала публику к тому, что в картине присутствует ненормативная лексика. Даже обращались к Михалкову, чтобы «ничего не вырезали» для проката. Никита Сергеевич легко парировал, сказав , что это вопросы не к нему.

StranaOz1.jpg

Гоша Куценко, исполнитель одной из главных ролей на вечере не присутствовал. А другой кумир женщин — Евгений Цыганов так скромно стоял в сторонке, на сцене, что его не сразу приметили и представили зрителям. Он и смотрел картину, сидя на ступеньке лестницы.

Ненормативной лексики в картине много. Даже , пожалуй, слишком. Матом говорят практически все персонажи. Надоедает. «Как в жизни» - это уже не аргумент. Чувство меры - тоже грань таланта. Слишком много грязи в «Стране Оз», но — ура - есть свет в конце тоннеля! Финал - оптимистичен.
Любовь ЯКИМОВА.


РЕАЛЬНАЯ «СТРАНА ОЗ»

Комедия абсурда – пожалуй, один из самых сложных жанров. И режиссер Василий Сигарев справляется с ним на «отлично».  Жизненный, хоть и морально тяжелый сюжет цепляет, держит в напряжении, заставляет задуматься (и прочие стандартные термины кинокритиков).
 

Перед показом было предвкушение – какая комедия может получиться у создателя «Волчка» и выходца из театра «Новая драма»? С учетом взятых «Кинотавров-2015» за «Лучший сценарий» и награды «Гильдии киноведов и кинокритиков».   

 «Осторожно, в фильме присутствует нецензурная лексика. Все актеры, которые курили в фильме, стали импотентами», - ласково предупреждают титры перед началом. 

В экспозиции сестру главной героини Лены (актриса Яна Троянова) выкидывают с балкона прямо в сугроб. В завязке ее выкидывают еще раз. Итог – перелом копчика. С этого и начинаются приключения героини.
Стоп.
Почему копчик ломает сестра, а приключения начинаются у героини?

В драматургии есть закон: у героя должна быть цель. На пути к ней герой должен преодолевать всевозможные препятствия, бороться с антагонистом – в общем, совершать поступки, за которыми зритель будет следить, затаив дыхание от первой до последней минуты фильма. Режиссер Василий Сигарев придумал героиню – наивную продавщицу Лену из провинции. Она идет к своей цели – на работу в ларек. Но при этом не действует. Точнее, действует, но как ребенок, который познает большой взрослый мир. Поэтому охотно откликается на предложение выпить шампанского, прокатиться с горки, сходить в гости к незнакомому мужчине ночью. Одним словом, говорит «да» всем предложениям, которые ей поступают. Но «Да!» - это не осознанный поступок, а несопротивление происходящему.

У героини бывают вспышки осознанности – тогда она совершает поступки. Но они двигают ее персональный сюжет в жо… . То есть, к тюрьме или драке.
Параллельно героиню ждут в ларьке, пора заступать на смену. У обитателей ларька – своя жизнь. И размышления о ней. Например: «Женщина может отомстить мужчине. Но не может его вы...ть. Без х. месть неполноценна».
На закуску – Инна Чурикова в роли матери великовозрастных диванных террористов.

Речь героев на четверть состоит из мата. Просто люди так разговаривают, и сценаристы (Сигарев и Андрей Ильенко) не смеют подвергать их цензуре. Правда, массовый зритель не сможет оценить разнообразия и (не побоюсь этого слова) филологической ценности языка – нецензурную речь «запикают».

Новогодняя обстановка создает ощущение нереальности происходящего. Но приглядевшись, понимаешь: большинство персонажей встречаются нам на улицах каждый день. Просто мы их не замечаем. Или не знаем всю подноготную характера. А Сигарев вскрывает души. Карикатурно, но, как говорится, в каждой шутке… 
Сима ВАСИЛЬЕВА.


КИНО О РУССКОЙ ДУШЕ.

Режиссер фильма «Память осени» Андрей Соколов известен широкой публике по роли Сергея Соколова в фильме «Маленькая Вера». С этой ролью он впервые вышел на сцену Дома Кино. Сегодня он представляет свой второй полнометражный фильм как режиссер.


PamyatOseny22.png

Если для открытия ММКФ-2015 выбрали «убойную» комедию, то закрывала кинофестиваль лиричная лента. Фильм-элегия про русскую душу, которая воплотилась в современных хозяевах вишневого сада. Точнее, бывших хозяевах.

Первая половина фильма состоит из сборов. Неторопливых сборов – потому что героиня Инны Чуриковой не хочет никуда уезжать. Истеричных сборов – потому что старший сын, герой Александра Лазарева-Младшего хочет как можно скорее покончить с этим и уехать. Ностальгических сборов – потому что дачный дом – это место детства, а, значит, первых романтических привязанностей.
После неторопливых воспоминаний и вспышек гнева на фоне чудесной операторской работы Даяна Гайткулова начинается кино – в дом приходит девушка-менеджер из внешнего мира и приносит с собой клубок интриг, конец нити которого приводит к печальному финалу.

Одна из основных интриг – бывшие отношения менеджера и младшего брата. Для последнего это – мимолетное увлечение. А для героини Ирины Марчук – настоящая первая любовь. Но главная интрига скрывается за героиней Евгении Симоновой. В хрупкой плачущей барышне неожиданно (даже для ее собственного мужа) «просыпается» двойник чеховского Лопахина.

Главный герой кинокартины – не только персонаж Инны Чуриковой, но еще и дачный дом на станции «Осенняя». Чурикова и дом – одно целое и гармоничное, поэтому можно изначально прогнозировать трагичный финал. Трагичный, но красивый – профессионалы оценят кадры-«восьмерки».

За чеховскими героями сценариста и писателя Александра Звягинцева (не путать с режиссером «Левиафана» Андреем Звягинцевым) наблюдает русский, переехавший на ПМЖ в Германию. Он педантично констатирует: «Никому из вас ничего не нужно. … Вот и остается только пить чай».
Сима ВАСИЛЬЕВА.


ОТ СУРОВЫХ 90-х ДО КРИМИНАЛЬНЫХ "БАБОЧЕК".

Короткий метр порой сложнее продумать, чем полнометражное кино – нет времени размазывать диалоги, надо максимально заменять их действием. А это не так-то просто для начинающего режиссера или сценариста.


Но обо всем по-порядку.

Из стОящего.
«Настя» Кирилла Плетнева нашумела еще на «Кинотавре». Главный приз в номинации «Короткий метр». Это надо просто один раз увидеть.

Из начинающего.
Студенты ВГИКа радуют своими работами. А именно:
«Тайное видео» Сергея Арутюняна (сценарий Андрея Рубанова).
- Что ты умеешь делать?
- Я филфак закончил…
- Значит, ничего!
Этот диалог определяет судьбу главного героя – он может предложить своему работодателю только верность. А в суровые 90-е это важно. Но все переворачивается с ног на голову, начальник становится подчиненным, но герой при этом продолжает быть преданным своему боссу.

«Бабочки» Юлии Елкиной (сценарий Юлии Елкиной и Алексея Слаповского). Когда режиссер снимает о том, что действительно знает, получается хорошо. Да, мы практически сразу угадываем концовку. Но это – тот вариант, когда хочется досмотреть. Только ради того, чтобы увидеть КАК режиссер и сценарист расскажут историю и подведут к финалу.

«Бритва» Алексея Белякова (сценарий Алексея Белякова, Алексея Брусницына) по мотивам одноименного произведения Набокова. Даже если вы только вчера прочли этот рассказ, короткометражка вам понравится. Как минимум, благодаря отличной режиссерской и операторской работе.

Так же выделяется короткометражка «Измена» Григория Добрыгина. Суть в том, что изменять девушке можно не только с другой девушкой. И даже не с другим парнем…
Сима ВАСИЛЬЕВА.

МИСТИЧЕСКИЙ ГОСТЬ В ДОМЕ КИНО.

Фильм Дениса Родимина «Гость», представленный на тридцать седьмом Московском Международном кинофестивале, стал режиссерским дебютом.


В глуши, оторванной от цивилизации, оказавшись в эпицентре событий, молодые аспиранты-геофизики изучают необъяснимые с точки зрения науки явления. Сам Денис Родимин назвал фильм «мистическим, метафизическим путешествием». Но это история не только о чудесах, с которыми сталкиваются студенты, отправившиеся к месту падения загадочного метеорита.

Картина рассказывает также о непростых человеческих взаимоотношениях в различных ситуациях и заставляет задуматься о ценностях каждого из нас, о трудности выбора и принятия решений. С первых кадров поражает великолепие и красота пейзажей. Захватывающий сюжет заставляет смотреть фильм не отрываясь, не отпуская до самого конца.
Алиса ГРИНБЕРГ


"ПАРЕНЬ С НАШЕГО КЛАДБИЩА"

Еще один дебют. Полнометражный фильм режиссеров Ильи и Антона Чижиковых. До этого они снимали короткометражки. «Ушелец» Ильи получил гран-при на фестивале студенческих работ «Святая Анна-21» и приз за лучшую короткометражную работу на фестивале «Отражение».


Parensnashegoklad.jpg

«Парень с нашего кладбища» интересен тем, что заглядывает в природу человеческих страхов. Отдельные мотивы отсылают к «Кентервильскому привидению», но не ждите домашнюю простыню, съежившуюся в уголке от жалости к себе. Спецэффектов больше нормы тоже не ждите.

Кино как раз привлекает своей малобюджетностью и камерностью. В съемках задействовано всего две локации. Причем вторая локация нужна ровно для одной сцены. Место действия, как видно из названия – кладбище. Герой – обычный охранник.

Жанр фильма заявлен, как «Комедия. Триллер». Что же в итоге? Триллер с элементами комедии или комедия с элементами триллера? Об этом зритель узнает в финале. Он предсказуем. Но, пожалуй, никто из современных сценаристов до Владимира Серышева еще не предлагал такого решения.
Сима ВАСИЛЬЕВА.


МЫ ДОЛЖНЫ ПОПЫТАТЬСЯ НАЙТИ КАКОЙ-ТО КОНСЕНСУС ХОТЯ БЫ МЕЖДУ СОБОЙ...

В рамках Московского Международного кинофестиваля в здании Дома кино 24 июня состоялся круглый стол, посвященный острой и актуальной проблеме взаимодействия авторов и критиков. От имени авторов выступил председатель Союза кинематографистов России, президент ММКФ, кинорежиссер Никита Сергеевич Михалков. Мнение кинокритиков представил кинообозреватель газеты «Коммерсантъ», активный участник фестивального движения Андрей Плахов.


Никита Михалков, обращаясь к критикам, призвал их «жить дружно»,относиться к тому, что они делают «с улыбкой не ироничной и истребляющей, а с улыбкой внутри, с желанием чтобы это помогло, а не чтобы это мешало».

По мнению президента ММКФ, настоящая критика - это та критика, которая представлена в знаменитом интервью Франсуа Трюффо для журнала «Les Cahiers du cinéma» с Альфредом Хичкоком. Никита Сергеевич пожелал критикам ориентироваться на этот уровень.

(К слову, В «Les Cahiers du cinéma» Трюффо первым начал писать о режиссёре как о полноправном авторе картины, который должен контролировать весь процесс создания фильмов.
Альфред Хичкок согласился на пятидесятичасовое интервью, которе состояло из пятисот вопросов. И Трюффо так писал о Хичкоке: «Кино, которое делает Хичкок, до такой степени концентрирует внимание публики, что арабские зрители перестают лущить свои орешки, итальянцы забывают закурить сигарету, французы... не в состоянии заигрывать с соседкой.
... В фильмах Хичкока, «от английских немых до цветных голливудских, можно найти ответы на те вопросы, которые должен задавать себе всякий режиссер, в том числе один из важнейших: как выразить свое «я» через изображение?")

Андрей Плахов поддержал Никиту Сергеевича: «Жить дружно в критическом сообществе хорошая идея, правда не всегда осуществимая». Критик сосредоточился на противоречиях в работе организаторов фестивалей и одновременно кинокритиков, отметив, что участники таких масштабных форумов — отборщики, кураторы, члены жюри, аналитики — люди разные, и противоречия между ними неизбежны.

Ссылаясь на собственный опыт в организации кинофорумов и одновременно журналистскую деятельность по оценке этой работы, Андрей Плахов отметил сложность их совмещения: «Я не могу написать про черное — белое, когда я вижу, что это черное».

Еще одна проблема, на которую критик обратил внимание — это отношения организаторов к честной работе аналитиков: даже просто озабоченность изменениями, происходящими в российском кино сегодня, со стороны критиков воспринимается организаторами «как некая фронда и как предательство, как будто человек хочет разрушить что-то».

«Мы должны быть частью некого организма. Мы помогаем делать фестивали, больше это делать некому», - сказал Плахов. Третьей существенной проблемой Андрей Плахов считает отсутствие кинокритиков во многих официальных жюри последнего времени. Кинотавр, по его мнению, в этом смысле хорошее исключение. На Московском фестивале не представлены критики в жюри, на Каннском фестивале уже который год их также нет, «хотя раньше это было абсолютным правило: один год приглашать одного французского критика, второй год — зарубежного... мы видим как не только не взвешенные, а иногда просто абсурдные решения принимаются в жюри людьми, которые не знают контекста - ни киноведческого, ни истории кино, ни даже биографий тех режиссеров, которые участвуют в конкурсе. Поэтому решения полуслучайные, коньюнктурные и вызывающие полнейшее недоумение».

В заключение Андрей Плахов обратился к присутствующим: «Люди которые здесь находятся, они являются моторами фестивального механизма и продолжают быть кинокритиками и аналитиками процесса. Мы должны пытаться найти какой-то консенсус хотя бы между собой».
Алиса ГРИНБЕР.


РЕГИОНАЛЬНОЕ КИНО В РОССИИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ.

Представители регионов, молодые кинематографисты, режиссеры и продюсеры обсудили проблемы развития производства и проката фильмов в различных регионах, возможности создания местных киностудий и кинопарков, опыт регулирования и поддержки регионального кино на уровне субъектов федерации.


Мероприятие открыл первый Заместитель Председателя Союза кинематографистов России Олег Иванов.
«Основная цель в сфере регионального кино – повысить его роль в гармоничном развитии личности и процессах укрепления единства российского общества». По словам Олега Валентиновича среди сдерживающих факторов развития регионального кинопроизводства: кадровый вопрос, инфраструктура, регуляторы и финансирование.

«Для каждого из 186 регионов надо определить индивидуальный ограничивающий фактор. Необходимо развивать региональное кино в соответствии с определенным профилем, который соответствует тому или иному региону, установить возможности для развития и традиции регионального кино».

Для того, чтобы определить потенциал кинопроизводства в том или ином регионе необходимо проработать такие элементы как план действий, сбор и анализ данных по регионам, рейтинг регионов, составление банка данных, разработку типовых решений и др. На данный момент, по мнению представителей Союза кинематографистов, большим потенциалом обладает забайкальское, сибирское, приморское, татарское и бурятское кинопроизводство. Поэтому в рамках круглого стола участники подробно рассмотрели первую стратегическую сессию Союза кинематографистов в Иркутске, которая состоялась 16 и 17 июня.

Профилем сибирского кино является природа. Так, в 2013 году выпускница ВГИК им. С. А. Герасимова Юлия Бывшева выиграла грант губернатора Иркутской области на создание документального фильма «Легенды Байкала». Из уже снятых успешных картин иркутского производства режиссер, продюсер, сопредседатель Молодежного центра Союза кинематографистов и участник первой сессии Филлип Абрютин отметил картину «Похабовск: Обратная сторона Сибири» (2013 г.)., жизненную комедию режиссера Юрия Яшникова.

Среди важных задач Союза кинематографистов в рамках первой сессии в Иркутске – продвижение таких картин как «Похабовск: Обратная сторона Сибири» за пределы региона, оценка локального кино международными специалистами. По словам участников круглого стола, одна из проблем выхода фильма за пределы своего региона – при экспорте материала в другие страны, его культурный потенциал теряется. Поэтому необходимо научиться адаптировать региональный кинематограф к российскому и международному рынку.

Кирилл Разлогов, киновед, культуролог, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России:
«Особенность кинематографа – это точечное явление и сложно сказать, где он приживется, а где – нет. Поэтому надо вырабатывать стратегические точки роста в регионах. Например, якутское кино, снятое на якутском языке с субтитрами мы бы хотели показать в Берлине, и это уже будет не локальное явление, а международное кино».

По словам Кирилла Разлогова, среди успешных примеров международного сотрудничества с региональным кинопроизводством – фестиваль короткометражного кино «Kinematic Shorts», который прошел в конце марта во Владивостоке. В программу этого фестиваля вошли работы молодых режиссеров из Сербии, Кипра, США и Франции.

В числе успешных фильмов регионального производства – татарский фильм «Бибинур» и башкирская документальная картина «Пусть ветер несёт мои слова», получившая 12 международных кинопремий, но не попавшая в коммерческий прокат. Массовый зритель узнал о ней благодаря широкой рекламной кампании в социальных сетях и киномобилю, в котором представители съемочной группы путешествовали по регионам.

По мнению участницы круглого стола, преподавателя ВГИКа (мастерская С.Мирошниченко), руководителя направления документального кино Молодежного центра СК РФ Ангелины Голиковой, создание благоприятных условий для развития регионального кинопроизводства уменьшит проблему безработицы среди выпускников кинематографических вузов.

«Не все студенты из других городов находят работу по специальности в Москве,- сказала Ангелина, - а в своем регионе у них не всегда есть условия, что бы реализоваться в профессии. Например, среди моих студентов есть девушка из Железногорска, Марина Евсеева, она искренне любит свой город и многие творческие работы снимает именно там. Но никаких киностудий в Железногорске, конечно, нет», -
Илона МАЛЫШКИНА.